МБОУ
«Общеобразовательная Сельменьгская средняя школа»
Анализ воспитательной работы за 2012-13
учебный год
Воспитание педагогическим коллективом школы
рассматривается в неразрывной связи с обучением. Организация воспитательной
работы в школе подчинена главной идее - человек есть саморазвивающееся,
самоопределяющееся, самореализующееся существо. Иначе
говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам, а не какая-то
посторонняя сила, будь то даже родители, педагоги, ближайшее окружение.
По-другому и быть не может, ибо только в этом случае возникает сама возможность
обретения человеком личной ответственности.
От того, какие наши дети сегодня, зависит, каким будет
наше общество завтра. В поведении детей и подростков проявляется их отношение к
другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к
нравственным, правовым, эстетическим и другим нормам и ценностям общества.
Поведение можно рассматривать как один из важнейших факторов, связывающих
ребёнка или подростка с окружающим миром, оказывающим влияние на формирование
социальных качеств его личности. Для воспитания особенно важны те аспекты
поведения, в которых проявляются и формируются взаимоотношения детей друг с
другом и с окружающими людьми.
Цель
воспитательной работы: воспитание и развитие свободной талантливой личности,
обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и
нравственному поведению. В 2012-2013 учебном году коллектив школы решал
следующие воспитательные задачи:
Главную роль в реализации поставленных целей и задач играют
педагоги - непосредственные участники УВП.
Качественная
характеристика организаторов учебно-воспитательного
процесса.
По данным таблицы можно сделать вывод, что большинство учителей, воспитатель, имеют достаточно большой опыт работы, это творчески работающие специалисты, которые способны комплексно и профессионально решать сложные педагогические ситуации.
На основе выдвинутых
задач были сконструированы воспитательные
планы и программы, план работы по
воспитательной, планы работ классных
коллективов.
В воспитательной работе школы сформирована система социально- значимых традиций, определены приоритетные направления
деятельности:
физкультурно-спортивное,
художественно-эстетическое,
естественно-научное, патриотическое, сотрудничество с родителями, профилактическая
деятельность с детьми «группы риска, кружковая работа..
Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её
родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит.
Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания,
связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и
спрогнозировать своё участие в определённом деле. Такая
прогнозируемость и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно
усложняет её, т. к. каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний.
Все школьные традиционные дела делились на общешкольные, классные и групповые.
Что же
касается традиционных школьных дел, то все они прошли успешно, это:
·
«1 сентября
- День Знаний» - торжественная линейка
·
«День
Учителя»
·
Осенний турслёт
·
«Осенние бал»
·
Литературное
кафе
·
«Папа, мама,
я – спортивная семья»
·
«Новогодние
ёлки», «Новогодний бал»
·
«Смотр строя
и песни»
·
«День
Святого Валентина»
·
«Последний
звонок».
В традиционных школьных мероприятиях участвуют все
классы.
Создание
наиболее благоприятных условий
для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у
школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных
путей в достижении успеха одна из
приоритетных задач воспитательной
работы школы.
Были определены основные формы организации воспитательной
деятельности: классных
часы, дни здоровья, спортивные праздники,
спартакиады, соревнования, конкурсы.
Для сохранения и поддержания здоровья детей в школе работали спортивные секции.
Следует отметить,
что занятость учащихся в спортивных секциях – это одно из важных факторов здоровьесбережения учащихся, 72 учащихся 1-11 классов (54%
учащихся) посещают спортивные секции. В прошедшем учебном году школьники
приняли участие в 10 соревнованиях, из них в 9 районных, 1 - областные.
Повышению
уровня физического здоровья детей способствовало сотрудничество со школами района и Березниковским
индустриальным техникумом, совместно с
которыми систематически проводились спортивные
соревнования.
Планы
классных руководителей предусматривали реализацию целенаправленных мероприятий
по укреплению и сохранению здоровья учащихся, пропаганде здорового образа жизни
в разделе «Здоровье». Каждым классным руководителем
разработан и реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей,
включающий в себя организацию и проведение инструктажей по правилам техники безопасности,
детского травматизма на дорогах, табакокурения, встреч родителей и детей с
представителями правоохранительных органов, медработниками, экскурсий и
походов, участие коллектива класса в Днях здоровья, спортивных внутришкольных мероприятиях.
Советом старшеклассников
были проведены акции День борьбы со СПИДом,
«Мы против курения», игра «Сто к одному»
для учащихся 5-11 классов.
В целом проведенные мероприятия
спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности соответствовали возрасту учащихся, их
психофизическим особенностям и интеллектуальному развитию, способствовали
повышению уровня физического, психического и социального здоровья детей.
В прошедшем учебном году реализованы годовые планы
мероприятий по профилактике правонарушений, по профилактике вредных привычек в
молодежной среде; по профилактике безнадзорности и беспризорности,
предупреждению правонарушений среди подростков.
В
соответствии с планом работа велась по
следующим направлениям: организация массовых мероприятий, проведение
профилактических дней с учащимися, индивидуальная профилактическая работа с
детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, работа с педагогическим коллективом, родительский
правовой всеобуч.
В
школе проводились единые тематические
классные часы, Дни профилактики курения, алкоголизма, коллективно-творческие
дела, посвященные Международному Дню без табака, Дню борьбы со СПИДом, Всемирному
Дню здоровья.
Профилактическая
деятельность с детьми «группы риска» организовывалась согласно
Федеральному Закону № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Выявляются несовершеннолетние «группы риска», склонные к
правонарушениям, употреблению ПАВ. Изучаются индивидуальные особенности развития
личности учащихся «группы риска», социальное положение и материально-бытовые
условия проживания их семей, условия
семейного воспитания, занятость в
свободное время. Полученная информация размещается в школьном банке данных. За обучающимися устанавливается
систематическое наблюдение, организуется
индивидуально-профилактическая работа, результаты которой фиксируются в дневниках
индивидуальной профилактической работы с учащимися «группы риска».
Профилактической работе способствует
деятельность в школе Совета по
профилактике, на
заседаниях которого
решались
индивидуальные проблемы отдельных учащихся, по каждому факту принимались
экстренные меры.
Руководство школы уделяло особое
внимание совершенствованию профилактической работы. Вопросы правового
воспитания и профилактики безнадзорности, правонарушений, рассматривались на родительских собраниях,
совещаниях при директоре.
Профилактическая
работа педагогического коллектива школы имеет положительные результаты.
По состоянию на
1.06.2013г на учете
в КДН - 1 и
ПДН – 2.
Продолжена
работа школьного коллектива по патриотическому
воспитанию в образовательном
учреждении.
Торжественное
мероприятие 1 сентября завершилось в каждом классе единым классным
часом, посвящённом 75-летию Архангельской области.
За прошедший период ребята участвовали
в различных конкурсах:
конкурсы рисунков «Мой друг светофор», «Моя семья», «В царстве сказочных овощей
и фруктов», конкурсы плакатов «Мой друг светофор», «Мы за ЗОЖ», конкурс стихов
«Славься Отечество», в районном конкурсе-выставке рисунков «Зимушка Зима»,
конкурсе - выставке фотографий «Зимние фантазии - 2013».
Литературное кафе было посвящено
75-летию Архангельской области. В этом году литературное кафе было
проведено не только у 8 – 11 классов (писатели Севера), но и у среднего звена 5
– 7 классов (Писахов С.Г.). После выступлений классов
были проведены интеллектуальные игры «Знатоки-полиглоты».
Активно
осуществлялась работа по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность
естественнонаучному
направлению: школьная экологическая научно-исследовательская конференция,
экологические турниры, районная конференция по географии на тему «Такая близкая
и загадочная Арктика»
В становлении личности учащихся школа отводит роль
художественно-эстетическому воспитанию,
которое
способствует развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов.
В рамках реализации этого направления в школе проводилась традиционная работа (КТД,
школьные вечера, утренники, праздничные концерты, выставки творчества).
Особое внимание отводилось выявлению творческих
способностей и наклонностей учащихся, вовлечению их в разнообразную творческую внеурочную
деятельность. В течение года все дети приняли участие в одном или нескольких вечерах,
КТД, творческих конкурсах. Для эффективного творческого развития личности
ребенка налажена тесная связь МУК «Вдохновение». Все это способствовало
художественно-эстетическому развитию учащихся,
формированию художественной культуры как неотъемлемой части культуры
духовной.
Школа
и семья
– два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально
призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к
организации учебно-воспитательного процесса – следующая важная воспитательная
задача школы. Родители – активные участники многих массовых школьных
мероприятий, первые помощники классного руководителя во всех классных
делах. Было проведено общешкольное родительское
собрание «Простые истины», весёлые старты с участием родителей и учащихся
начальных классов, конкурс «А,
ну-ка, мамы и дочки»,
конкурсы-выставки поделок «Служу
России», «Символ года», где принимали участие учащиеся вместе с
родителями, совместные встречи родителей
и детей – игры «Семейный ералаш» 10 и 11 классы, 8 и 9 классы, совместные
вечера родителей и учащихся (6, 8 классы), создано родительское патрулирование, работа
родительских комитетов.
Сотрудничество с
родителями позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного
процесса.
Результатом
воспитательной работы школы являются показатели уровня воспитанности обучающихся. При оценке УВ обучающихся
использовалась методику Н.П. Капустина,
М.И. Шиловой. По результатам проделанной работы был определен УВ каждого
обучающегося, школы в целом.
Из 58 учащихся 12 (20 %) с хорошим уровнем воспитанности (выше
среднего): положительная самостоятельность в деятельности и поведении,
общественная позиция ситуативна; 40 (69 %) – средний уровень воспитанности:
свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции,
отсутствует общественная позиция; 6 (10
%) – низкий уровень: слабое неустойчивое
положительной поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых
и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
По результатам диагностики уровня воспитанности
наблюдается положительная динамика уровня воспитанности учащихся, имеются учащиеся с низким уровнем
воспитанности.
В школе имеются дополнительные условия для развития
творческих способностей учащихся, воспитания чувства ответственности за
порученное дело. Для этого работают кружки разного направления.
За текущий
учебный год наиболее важными
достижениями коллектива школы являются следующие:
•
более
эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка,
формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного,
эстетического, трудового, физического потенциала;
•
наблюдается
рост удовлетворенности учащихся и родителей воспитательной работой школы;
•
продолжают
развиваться формы взаимодействия семьи и школы, такие как: праздничные
совместные вечера, интеллектуальные игры, родительские лектории;
•
бережно
сохраняются и преумножаются традиции школы;
•
ведется
постоянное сотрудничество и взаимодействие с организациями – субъектами системы
воспитания.
Можно считать, что, в целом,
педколлектив уделял большое внимание вопросам воспитания. Все запланированные
мероприятия соответствовали возрастным и психологическим особенностям
детей, были направлены на реализацию
поставленных задач, и имели место в
воспитательной системе школы.
Однако нельзя отрицать и ряд проблем, существенно осложняющих
организацию воспитательной работы:
Ø
Классные руководители и педагоги дополнительного
образования не всегда могут сформировать у школьников активную гражданскую
позицию, систему ценностей здорового образа жизни и способности противостоять
вредным привычкам, ответственное отношение к семье.
Ø
К сожалению, увеличивается число обучающихся с отклонениями в здоровье.
Ø
Есть необходимость работать над
повышением уровня воспитанности учащихся: как среднего звена, так и старших,
формировать у детей основы культуры поведения.
Ø
Еще не у всех учащихся сформировано
чувство сознательной дисциплины, негативное влияние на отдельных учащихся
оказывает социальная среда.
Ø
Не удовлетворяет уровень культуры
общения отдельных школьников со сверстниками, в процессе обучения и воспитания
имеются трудности в работе с неблагополучными семьями.
Ø
Продолжает иметь место ряд нарушений
Устава школы подростками.
А это означает, что одной из главнейших задач
воспитательной работы школы в новом учебном году должна стать работа, как с детьми, так и родителями по
нравственному воспитанию.
Таким образом, важнейшие
задачи воспитания в следующем
учебном году –
q
Активизировать работу
среди подростков и
старших школьников, направленную
на заботу о
близких и
пожилых людях;
q
Усилить работу
по развитию у
школьников чувства любви
и ответственности за
своё Отечество и
свой родной край;
q
Формировать
активную жизненную позицию,
осуществлять личностное развитие
в процессе взаимодействия между
взрослыми и учащимися.
q
Разнообразить формы
работы с родителями
с целью привлечения
их к активному
участию в работе
педколлектива и внеклассных
мероприятиях среди школьников.
q
В течение
всего года заниматься профилактикой табакокурения
и алкоголизма;
q
Вызывать и
поддерживать интерес школьников
к здоровому образу
жизни через массовые
спортивные мероприятия, профилактические беседы
и экскурсии в
природу;
q
Воспитывать экологическую
грамотность школьников.
Заместитель
директора по воспитательной работе: ___________/И.И. Кузнецова/ |