Система дополнительного образования в школе

Создание в школе системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развитие творческих способностей у детей.

Дополнительное образование выступает средством непрерывного образования и формирования личности, средством воспитания и в тоже время источником мотивации учебной деятельности, выбора профильного обучения, помогает в выборе профессии.

В настоящее время довольно противоречиво складываются взаимоотношения школы и окружающей среды. С одной стороны, чтобы подготовить ребенка к реальной жизни, его необходимо как можно чаще включать в эту жизнь, а с другой стороны, учитывая социальную и экономическую нестабильность в обществе, а так же негативное влияние на духовное и психическое развитие личности со стороны СМИ, следует достаточно часто ограждать ребенка от негативных явлений.

Основным положением организации дополнительного образования в школе является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же развитие индивидуальных способностей (способность - понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования).

Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются школьные кружки, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы.

Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д.

Задачи решаемые коллективом педагогов школы, работающих в системе дополнительного образования следующие:

1.Развитие  у обучающихся  мотивации к познанию и творчеству;

2.Создание условий для творческой реализации;

3.Интеллектуальное духовное развитие личности ребенка;

4.Профилактика асоциального поведения;

5.Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

6.Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.

7.Формирование и закрепление традиций школы.

Создание и развитие системы ДО в школе проходит в четыре этапа:

1. Диагностико - информационный  (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);

2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений);

3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);

4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).

Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива.

Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

-в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

-в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

-в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

-в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

       Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, определяются основные функции ДО:

1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;

5) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

6) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время  в школе работают 26  кружков для учащихся 1-4, 5-11 классов.

 

№ п/п

Вид деятельности

Название секции, кружка

Охват учащихся

1

Спортивно-оздоровительный

«Спортивные игры » (девушки 8 – 11 кл.)

14

«Спортивные игры» (юноши 8-11 кл.)

10

«Атлетическая гимнастика» (юноши 8-11 кл.)

12

«Настольный теннис» (5-8 классы)

9

«О.Ф.П.» (мальчики 5-7 класса)

9

«Спортивные игры» (2 класс)

10

«Спортивные игры» (3 класс)

13

«Спортивные игры» (4 класс)

8

«Здоровье» (4 класс)

11

2

Социальный

«Азбука этикета» (1 класс)

12

«Умелые руки» ((8 класс)

4

«Журналистика»

8

«Умелые руки» (7 класс)

3

«Умелые руки» (6 класс)

4

3

Общеинтеллектуальный

«Английский в играх» (1 класс)

12

«Занимательная математика» (2 класс)

11

Интеллектика (1 класс)

Комбинаторика (3 класс)

«В царстве книг» (4 класс)

Олимпиадные задания (4 класс)

12

10

11

5

«Английский язык с удовольствием» (2 класс)

11

4

Духовно-нравственный

«Культура речи» (2 класс)

«Культура речи» (3 класс)

11

10

5

Общекультурный

Риторика (1 класс)

12

Художественно-творческая деятельность (2 класс)

театральный

11

 

8

Итого

26 объединений

102 – 76%

Занятия в кружках  «Английский в играх», «Занимательная математика», «В царстве книг» и других расширяют и углубляют знания по предметам, дают возможность проявить себя, проверить устойчивость своих интересов к предметам определенной области.

Через работу клубов и кружков («Художественно-творческая деятельность», «Театральный», «Умелые руки», «Журналистика»,  и т.д.) развитие талантов и расширение круга интересов обучающихся способствует воспитанию нравственной, творческой и ответственной личности.

Третий вид дополнительных образовательных услуг – оздоровительный - имеет для школы, использующей в деятельности здоровьесберегающие технологии, принципиальное значение.

Спортивное направление включает работу спортивных секций  по баскетболу, волейболу, общей физической подготовки, с января этого года  с приобретением корта, хоккейной формы ведётся секция «Хоккей».

 Это одно из самых  любимых учащимися направлений. В нем заняты более 70 учащихся. Педагоги этого направления Васильев С.В., Мамонова С.Я.  главной задачей своих программ ставят укрепление здоровья учащихся, развитие их спортивных наклонностей, формирование здорового образа жизни. В рамках их программ  проводятся «Дни здоровья», спартакиады, соревнования.

Результатом работы этого направления являются:  призовые места в районе по разным спортивным играм: футбол младшая и старшая группа – 2 место; турнир по КЭС-баскет и баскетболу юноши  и девушки – 1 места и участие в региональных соревнованиях, 2 место юноши по волейболу.

Для оказания услуг в основном используется материальная база школы: учебные кабинеты, спортзалы, компьютерные классы. Учителя используют активные методы для проведения занятий: игры, соревнования, самостоятельные исследования, подготовку проектов. Такой подход позволяет не только сделать занятия интересными, но и учит детей приемам самоорганизации, самооценки, поддерживает стремление стать субъектами жизнедеятельности коллектива, формирует демократический стиль жизни.

Занятость обучающихся во внеурочное время способствует решению комплекса задач. Самые значимые из них: профилактика безнадзорности беспризорности, вредных привычек, правонарушений; развитие способностей и познавательных интересов; обучение новым видам деятельности; формирование школьного коллектива.

Удельный вес учащихся, охваченных дополнительным образованием.

Учебный год

Количество учащихся в школе

по отношению к контингенту учащихся школы

2008 - 2009

177

63 %

2009 - 2010

166

61%

2010 - 2011

159

68 %

2011 - 2012

149

59%

2012 - 2013

 134

76%

 

Учащиеся школы посещают не только кружки, которые проводятся на базе школы но и МБУК «Вдохновение». Это вокальный, ИЗО, лепка, «Волшебная поделка», «Художественный труд», «Реп» (39 учащихся)

 

 

 

 

ВЫВОДЫ:

1.Система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся, создает условия для углубленного изучения многих предметов.

2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной работы школы.

3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, предупреждает асоциальное поведение.

4.Предметное консультирование учащихся с педагогами способствовало обучению основам проектной и исследовательской деятельности учащихся по данным предметам.

5.Система дополнительного образования способствует повышению творческого потенциала педагогических кадров, выявлению и распространению передового педагогического опыта.

 

Задачи дополнительного образования на перспективу:

1.Продолжить работу системы дополнительного образования по заявленным  направлениям.

           3. Совершенствовать работу системы дополнительного образования в школе.

5. Накапливать и систематизировать материалы по работе объединений

дополнительного образования.

6. Устанавливать взаимосвязь с урочными и внеурочными занятиями.

7.Продолжать работу с детьми «группы риска», выявлять и развивать творчески одаренных детей, подготавливать их к участию в различных творческих конкурсах, заботиться о физическом здоровье учащихся.