Выступление социального педагога МБОУ ССШ Беспризвища И.Г.          

      «Деятельность социального педагога и порядок взаимодействия с    

    субъектами системы профилактики в работе с детьми и их семьями»

 

Социальный педагог в школе – это, прежде всего, посредник, связующее звено  между личностью ребёнка и государственно-общественными социальными   службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребёнке и его  семье.

Главная цель  моей работы – совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

На основании социальных паспортов класса, составленных классными руководителями,   формируются списки детей и семей

« группы риска», в которых уже изначально заложены социальные проблемы.

По данным, полученным в результате паспортизации выявлено:

·       дети- инвалиды – 2

·       дети из многодетных семей- 16

·       неполные семьи- 36

·       малообеспеченные семьи- 17

·       дети-сироты, опека – 6 +4 (предварительная опека)

·       семьи «группы риска» - 3

·       внутришкольном учете (13),

·       состоящие  на учете в КДН и ПДН (3)

 

 Особенно пристального внимания и изучения требуют дети, состоящие на внутришкольном учете (13),  состоящие  на учете в КДН и ПДН(3) неблагополучные  семьи (3), где дети находятся в неблагоприятных социальных  для их развития условиях. Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности  с детьми «группы риска». Без организации  и мобилизующей помощи (которую им не могут предоставить родители в неблагополучных семьях) дети не в состоянии преодолеть трудности.

         Такие дети, как правило, уже в начальных классах демонстрируют трудности в общении, в учебе, они быстро утомляются, не способны к длительным нагрузкам, более раздражительны. В подростковом возрасте они начинают прогуливать занятия, предпочитают улицу, где подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми можно самоутвердиться.

Проблемы детей напрямую связаны с неблагополучием в семьях  и  отношением к ребенку в семье. Поэтому  профилактическая и коррекционная работа проводится  одновременно   в течение ни одного года и с детьми и их семьями:

1.    Со всеми несовершеннолетними подростками, требующими особого внимания, поставленными на учет ВШУ, ПДН, КДН проводится индивидуально – профилактическая работа.

2.    Классными руководителями, социальным педагогом, зам. по ВР, зам. поУВР используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на различных формах учета:

- изучение особенностей личности подростков с помощью различных диагностик;

- посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой урокам;

- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

- педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;

- индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

- вовлечение подростков в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

3. Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в кружки и секции.

4. Социальным педагогом проводится работа по ознакомлению с классными коллективами: изучаются индивидуальные особенности детей, их занятость в свободное время, социальное положение и материально – бытовые условия проживания семей, по результатам  данных обследований составлены социальные паспорта классов, ведутся папки индивидуально – профилактической работы с учащимися и семьями.

- по адаптации учащихся в классных коллективах (1, 5 кл.)

5. Тесное взаимодействие с классными  руководителями и  с учителями – предметниками, заседания совета профилактики способствует решению проблемы с обучением учащихся, имеющих трудности в освоении программы.

Так как большинство детей «группы риска» имеют средние способности, у многих возникают трудности в изучении предметов, поэтому одна из основных задач – помощь в обучении, контроль за посещением занятий и подготовкой к урокам.

6. С целью выполнения Закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:

- учителя – предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;

- классным руководителем выясняется  причина отсутствия ученика;  

- регулярно заполняется страница пропусков уроков  в классном журнале;

- соц. педагогом регистрируются сведения о пропусках уроков, выявляется причина пропуска

- о пропусках уроков в тот же день сообщается родителям (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому).

- некоторые учащиеся, имеющие пропуски без уважительной причины, состоят на особом контроле, поэтому с ними проводится постоянная профилактическая работа, ведется строгий контроль за их посещаемостью.

 

7. Ведется работа по выявлению семьи и детей, находящихся в социально – опасном положении, по результатам проводится информирование соответствующих органов, оказывающих социальную защиту и помощь таким семьям и детям.

 

8. Проводятся рейды «Подросток»: социальный педагог, классные руководители, зам. по ВР, общественный инспектор А.П.Лазян  посещаются на дому семьи и дети, требующие повышенного педагогического внимания и контроля.

 

9. Профилактической работе способствует деятельность в школе проведению  профориентационной работы в 9 классе.  Были организованы исследования профессиональных склонностей, выезды  на дни открытых дверей, систематически обновляются  стенды с профориентационной информацией, проводятся индивидуальные консультации по подбору учебных заведений для выпускников и их родителей, составлена база данных по учебным заведениям г. Архангельска.

10. С целью профилактики правонарушений, табакокурения, алкоголизма, повышения правовой культуры несовершеннолетних в школе ежемесячно проводятся тематические классные часы, коллективно – творческие дела, оформляется  стенд, проводится анкетирование.

 

11. Систематически проводятся индивидуальные и коллективные профилактические беседы с учащимися, а также беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, необходимости контроля за их времяпровождением, организуются родительские собрания и родительские всеобучи о правовой ответственности подрастающего поколения.

 

12. В своей работе осуществляю сотрудничество с заинтересованными службами и ведомствами: ОКДН, ПДН, КДН, опека и попечительство, социальная защита.

 

13. В рамках создания единого образовательно – воспитательного пространства, с целью ранней профилактики социального неблагополучия школой и ДОУ «Теремок» разработаны мероприятия, позволяющие сохранить преемственность между школой и дошкольными образовательными учреждениями по данному направлению.


Анализ правонарушений и преступлений учащихся  Сельменьгской средней школы с 2009 – 2013 учебный год

 

Годы

Кол-во соверш. прест.

 

Распитие спирт. напитков

Число учащихся, состоящ. на ПДН, КДН

Число семей «группы риска»

Число учащ., состоящих на ВШУ

2009 - 2010 уч.год

 

 

5

 

 

 

 

7

 

 

     

      5

 

 

21

2010- 2011 уч.год

 

       5

 

 

5

 

 

6

 

20

2011 – 2012 уч.год

 

1

 

 

 

3

 

 

5

 

18

2012 – 2013 уч.год

 

1

 

 

3

 

 

3

 

 

13

Анализируя число учащихся и семей, состоящих на различных видах учета заметна положительная динамика, этому способствует взаимодействие  всех специалистов профилактической работы. Положительные результаты  достигнуты во взаимоотношениях с родителями неуспевающих учащихся.

Методическая работа социального педагога заключается в создании и восполнении  базы данных по учреждениям социально-правовой направленности, базы   профориентационной работы, разработке методических материалов и пособий, оформление документов на учащихся состоящих на ВШК, ведение отчётной и текущей документации, методической помощи родителям и преподавателям, повышение собственного профессионального уровня.

Выполняя свои функции: профилактическую, защитно-охранную и организационную, социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.

В заключение следует отметить, что работа социального педагога во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, будет наиболее эффективна при условии:

ü раннего выявления проблемы;

ü своевременного информирования служб системы профилактики;

ü совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы.