Выступление
социального педагога МБОУ ССШ Беспризвища И.Г.
«Деятельность социального педагога и порядок взаимодействия с
субъектами системы профилактики в работе с детьми и их семьями»
Социальный
педагог в школе – это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребёнка и
государственно-общественными социальными
службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребёнке
и его семье.
Главная цель моей работы – совместное выявление причин возникающих
у ребенка проблем и проведения социально-педагогической и психологической
коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных
ситуаций.
На
основании социальных паспортов класса, составленных классными
руководителями, формируются списки детей и семей
«
группы риска», в которых уже изначально заложены социальные проблемы.
По
данным, полученным в результате паспортизации выявлено:
·
дети- инвалиды – 2
·
дети из многодетных
семей- 16
·
неполные семьи- 36
·
малообеспеченные семьи- 17
·
дети-сироты, опека – 6 +4
(предварительная опека)
·
семьи «группы риска» - 3
·
внутришкольном учете (13),
·
состоящие на учете в КДН и ПДН (3)
Особенно пристального внимания и изучения
требуют дети, состоящие на внутришкольном учете (13), состоящие
на учете в КДН и ПДН(3) неблагополучные
семьи (3), где дети находятся в неблагоприятных социальных для их развития условиях. Традиционно у
классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми «группы риска». Без организации и мобилизующей помощи (которую им не могут
предоставить родители в неблагополучных семьях) дети не в состоянии преодолеть
трудности.
Такие дети, как правило, уже в
начальных классах демонстрируют трудности в общении, в учебе, они быстро
утомляются, не способны к длительным нагрузкам, более раздражительны. В
подростковом возрасте они начинают прогуливать занятия, предпочитают улицу, где
подбирают себе компанию друзей, в общении с которыми можно самоутвердиться.
Проблемы
детей напрямую связаны с неблагополучием в семьях и
отношением к ребенку в семье. Поэтому
профилактическая и коррекционная работа проводится одновременно
в течение ни одного года и с детьми и их семьями:
1. Со
всеми несовершеннолетними подростками, требующими особого внимания,
поставленными на учет ВШУ, ПДН, КДН проводится индивидуально – профилактическая
работа.
2. Классными
руководителями, социальным педагогом, зам. по ВР, зам. поУВР используются
различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися,
состоящими на различных формах учета:
- изучение особенностей личности
подростков с помощью различных диагностик;
- посещение на дому с целью контроля над
подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время,
подготовкой урокам;
- посещение уроков с целью выяснения
уровня подготовки учащихся к занятиям;
- педагогическое консультирование
родителей, учителей – предметников с целью выработки подходов к воспитанию и
обучению подростков;
- индивидуальные и коллективные
профилактические беседы с подростками;
-
вовлечение подростков в систему объединений дополнительного образования с целью
организации занятости в свободное время.
3.
Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное
время, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы
дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и
вовлечению подростков в кружки и секции.
4. Социальным
педагогом проводится работа по ознакомлению с классными коллективами: изучаются
индивидуальные особенности детей, их занятость в свободное время, социальное
положение и материально – бытовые условия проживания семей, по результатам данных обследований составлены социальные
паспорта классов, ведутся папки индивидуально – профилактической работы с
учащимися и семьями.
- по
адаптации учащихся в классных коллективах (1, 5 кл.)
5.
Тесное взаимодействие с классными
руководителями и с учителями –
предметниками, заседания совета профилактики способствует решению проблемы с
обучением учащихся, имеющих трудности в освоении программы.
Так как
большинство детей «группы риска» имеют средние способности, у многих возникают
трудности в изучении предметов, поэтому одна из основных задач – помощь в
обучении, контроль за посещением занятий и подготовкой к урокам.
6. С
целью выполнения Закона РФ «Об образовании», а также для предотвращения
бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль над посещаемостью
занятий учащимися школы. С этой целью:
-
учителя – предметники своевременно ставят в известность классного руководителя
о пропусках уроков учениками;
- классным
руководителем выясняется причина
отсутствия ученика;
-
регулярно заполняется страница пропусков уроков
в классном журнале;
- соц.
педагогом регистрируются сведения о пропусках уроков, выявляется причина
пропуска
- о
пропусках уроков в тот же день сообщается родителям (запись в дневнике, звонок
по телефону, посещение семей на дому).
-
некоторые учащиеся, имеющие пропуски без уважительной причины, состоят на особом
контроле, поэтому с ними проводится постоянная профилактическая работа, ведется
строгий контроль за их посещаемостью.
7.
Ведется работа по выявлению семьи и детей, находящихся в социально – опасном
положении, по результатам проводится информирование соответствующих органов,
оказывающих социальную защиту и помощь таким семьям и детям.
8.
Проводятся рейды «Подросток»: социальный педагог, классные руководители, зам.
по ВР, общественный инспектор А.П.Лазян
посещаются на дому семьи и дети, требующие повышенного педагогического
внимания и контроля.
9.
Профилактической работе способствует деятельность в школе проведению профориентационной работы в 9 классе. Были организованы исследования
профессиональных склонностей, выезды на
дни открытых дверей, систематически обновляются
стенды с профориентационной информацией, проводятся индивидуальные
консультации по подбору учебных заведений для выпускников и их родителей,
составлена база данных по учебным заведениям г. Архангельска.
10. С
целью профилактики правонарушений, табакокурения, алкоголизма, повышения
правовой культуры несовершеннолетних в школе ежемесячно проводятся тематические
классные часы, коллективно – творческие дела, оформляется стенд, проводится анкетирование.
11.
Систематически проводятся индивидуальные и коллективные профилактические беседы
с учащимися, а также беседы с родителями об ответственности за воспитание и
обучение детей, необходимости контроля за их времяпровождением, организуются
родительские собрания и родительские всеобучи о правовой ответственности
подрастающего поколения.
12. В
своей работе осуществляю сотрудничество с заинтересованными службами и
ведомствами: ОКДН, ПДН, КДН, опека и попечительство, социальная защита.
13. В
рамках создания единого образовательно – воспитательного пространства, с целью
ранней профилактики социального неблагополучия школой и ДОУ «Теремок»
разработаны мероприятия, позволяющие сохранить преемственность между школой и
дошкольными образовательными учреждениями по данному направлению.
Анализ правонарушений и преступлений учащихся Сельменьгской средней школы с 2009 – 2013
учебный год
Годы |
Кол-во соверш. прест. |
Распитие спирт. напитков |
Число учащихся, состоящ. на ПДН, КДН |
Число семей «группы риска» |
Число учащ., состоящих на ВШУ |
2009
- 2010 уч.год |
5 |
|
7 |
5 |
21 |
2010-
2011 уч.год |
5 |
|
5 |
6 |
20 |
2011
– 2012 уч.год |
1 |
|
3 |
5 |
18 |
2012
– 2013 уч.год |
1 |
|
3 |
3 |
13 |
Анализируя число учащихся и семей, состоящих на
различных видах учета заметна положительная динамика, этому способствует
взаимодействие всех специалистов
профилактической работы. Положительные результаты достигнуты во взаимоотношениях с родителями
неуспевающих учащихся.
Методическая
работа социального педагога заключается в создании и восполнении базы данных по учреждениям социально-правовой
направленности, базы профориентационной
работы, разработке методических материалов и пособий, оформление документов на
учащихся состоящих на ВШК, ведение отчётной и текущей документации,
методической помощи родителям и преподавателям, повышение собственного
профессионального уровня.
Выполняя
свои функции: профилактическую, защитно-охранную и организационную, социальный
педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики,
взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и
его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет
улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их
семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.
В заключение следует отметить, что работа
социального педагога во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по
защите прав и интересов ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации,
будет наиболее эффективна при условии:
ü раннего
выявления проблемы;
ü своевременного
информирования служб системы профилактики;
ü совместной
скоординированной индивидуально- профилактической работы.