Положение о школьной системе оценки качества образования
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 1. Общие положения. 1.1. Настоящее «Положение о школьной системе оценки качества образования» (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования школьной системы оценки качества образования (далее - ШСОКО) МОУ «Общеобразовательная Сельменьгская средняя школа», её организационную и функциональную структуру. 1.2. В Положении используются следующие определения и термины: Качество образования - интегральная характеристика системы образования в целом, отражающая ее соответствие личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно – нормативным требованиям. Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. Школьная система оценки качества образования – совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образовательной деятельности и оказываемых услуг потребностям личности, общества и государства.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования школьной системы оценки качества образования. 2.1. Целями школьной системы оценки качества образования МОУ «Общеобразовательная Сельменьгская средняя школа» являются: · создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в МОУ«Общеобразовательная Сельменьгская средняя школа», обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования; · получение объективной информации о состоянии качества образования в МОУ«Общеобразовательная Сельменьгская средняя школа», тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; · повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием; · принятие обоснованных и своевременных управленческих решений. 2.2. Задачами школьной системы оценки качества образования являются: · формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; · оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения; · оценка состояния и эффективности деятельности Учреждения; · оценка качества образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг; · содействие повышению квалификации работников Учреждения, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; · содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. В основу школьной системы оценки качества образования положены принципы: · объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; · реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; · открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; · оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учётом возможности их многократного использования и экономической обоснованности); · инструментальности и технологичности используемых показателей (с учётом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию); · сопоставимости системы показателей с региональными, федеральными и международными аналогами; · доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; · соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования. 3. Организационная структура школьной системы оценки качества образования. 3.1. В структуре ШСОКО выделяются следующие элементы: Администрация ОУ; Педагогический совет ОУ; Методические объединения; Совет школы. 4. Функциональная характеристика школьной системы оценки качества образования. 4.1. Администрация ОУ: -организует изучение информационных запросов основных пользователей ШСОКО; -обеспечивают информационную поддержку ШСОКО; -формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в ОУ; -обеспечивает проведение в ОУ контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в ОУ, - осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализирует результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни; - принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне ОУ. 4.2. Педагогический совет ОУ: - участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ОУ; - разрабатывает и реализует программу развития ОУ, включая развитие ШСОКО; - содействуют проведению подготовки работников ОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся ОУ и формирует предложения по их совершенствованию; 4.3. Методические объединения учителей: - изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития ШСОКО; - участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы ОУ в составе муниципального образования; 4.4. Совет школы: - содействует определению стратегических направлений развития системы образования в ОУ; - содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в ОУ; - готовит предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития ОУ; - осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью ОУ в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы; - инициирует и участвует в организации конкурсов образовательных программ, конкурсов педагогического мастерства, образовательных технологий по общему образованию;
- принимает участие в формировании
информационных запросов основных пользователей ШСОКО; - принимает участие в оценке качества образования, в том числе в аккредитации ОУ, аттестации педагогических работников, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта "Образование"; - принимает участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках ШСОКО. 5. Организационно – технологическая характеристика. 5.1. Оценка качества образования в школе включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую. Содержание, технологии диагностики и информация о качестве образования в ее инвариантной части определяется учредителем и вышестоящими органами управления образованием. Вариативная составляющая оценки качества образования определяется приоритетами развития образования на школьном уровне, специальными потребностями субъектов ШСОКО и особенностями используемых школой оценочных процедур. 5.2. ШСОКО включает систему сбора и первичной обработки данных, систему анализа и оценки качества образования, систему обеспечения статистической и аналитической информацией всех субъектов школьного образования. Деятельность по каждому компоненту определяется регламентом реализации ШСОКО. 5.3. Реализация ШСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования: - мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения; - анализом творческих достижений школьников; - результатами паспортизации учебных кабинетов школы; - результатами самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации школы; - результатами статистических (проведенных по инициативе администрации и общественных органов управления школы) и социологических исследований; - системой внутришкольного контроля; - системой медицинских исследований школьников, проводимых по инициативе медицинской службы, администрации и органов общественного управления школы; - системой внутришкольного психологического комфорта; - иными психолого-педагогическими, медицинскими и социологическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательного процесса. 5.4. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются в регламенте. 5.5. Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса). 5.6. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются Регламентом оценки качества образования. 5.7. Технологии измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку уровня обученности школьников, определяется на основе государственных образовательных стандартов. Конкретные технологии оценки качества образования, используемые для определения показателей, предусматриваются в Регламенте оценки качества образования. 5.8. Итоги внутришкольной оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.
6. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования. 6.1. ШСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. 6.2. ШСОКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений по включению в процесс оценки качества образования в школе. Участие указанных структур в оценке качества образования определяется регламентом оценки качества образования. 6.3 Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования социальным ожиданиям и интересам общества и развитие механизмов независимой экспертизы качества образования. 6.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают: - внеучебные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов); - общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся; - условия, созданные в образовательном учреждении в целях сохранения и укрепления психического и физического здоровья школьников; - эффективность управления школой, в том числе - в финансово-экономической сфере. 6.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования современным тенденциям развития образования и формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся; 6.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают: · качество образовательных программ; · уровень развития психических функций учащихся по результатам профессионально-психологических исследований (в обобщенном виде); · результаты медицинских обследований школьников (на основе обобщенных результатов); · результаты тестов, опросников и т.п., полученные в ходе педагогического, психологического и социально-педагогического тестирований; · условия, созданные для реализации программ основного и дополнительного образования, реализации индивидуальных запросов обучающихся, там, где для их анализа требуются специальные педагогические или психологические знания.
6.7. Самоанализ результативности обучения
и воспитания, сделанный педагогом на основе научно-педагогических
методов, рассматривается как вид профессионального анализа. Участие
педагогов в самоанализе по некоторым показателям качества
образования предусматривается регламентом оценки качества
образования.
|