Советы выпускникам. 1.Правильно спланируйте время, отведённое на подготовку к экзамену,
посоветуйтесь с педагогами, как лучше
распределить повторение материала по дням.
2.Начинайте повторение с наиболее сложных, плохо усвоенных
или подзабытых тем. Последний день перед экзаменом не должен быть напряжённым.
3.Нужно выбрать приёмы рациональной работы с
текстами учебников. Вспомните, как правильно вести опорный конспект (по сути,
им является хорошая шпаргалка).
4.Ваши родители могут оказать существенную помощь в
подготовке. Это может быть или совместный разбор трудной темы, или просьба
коротко разъяснить какой-то вопрос, или пересказать главу учебника. Такая
«репетиция» поможет снять напряжение, убедиться, что на самом деле ты готов к
ответу.
5.Полезно готовиться к экзамену вдвоём,
пересказывая друг другу пройденный материал. Трудные формулы, определения,
сложно запоминаемые даты нужно написать
на листах бумаги и развесить по стенам комнаты.
6.Для
поддержания работоспособности в период экзаменов соблюдайте режим труда, отдыха и сна. Кроме этого,
рекомендованы дозированные физические нагрузки. Известно, что головной мозг
способен интенсивно работать в среднем 8-9 часов в день, хотя бывают и исключения. Через каждые 45-50
мин. работы необходимо устраивать перерыв на 10-15 минут, во время которого
тебе желательно подвигаться, выполнить какую-то несложную домашнюю работу,
потанцевать и т.п. Небольшие прогулки гигиенисты советуют проводить не реже
двух раз в день ( в идеале – ежедневное пребывание на свежем воздухе не менее 2
ч.). Продолжительность сна не должна быть менее 8 ч. Хорошим способом
восстановления работоспособности может стать даже кратковременный дневной сон.
Чтобы сон был крепким и полноценным, необходимо завершить занятия, особенно за
компьютером, не менее чем за час до отхода ко сну. Особенно важно хорошо
выспаться накануне экзамена. А снять нервное напряжение после сдачи экзамена
помогут пешие прогулки в парке или лесу, плавание.
7.Питание должно быть полноценным. Быстро
приготавливаемые супы и пюре всасываются уже во рту, кишечник при этом
отдыхает. В рационе не должно быть высоко рафинированных продуктов. Необходимо
принимать еду через каждые 3-4 ч и употреблять в пищу мясо, рыбу, сыр и
кисломолочные продукты. Несмотря на то, что в плотном графике подготовки к
экзаменам трудно выкроить время для еды, следует помнить, что именно она даёт
силы для занятий, т.к. при интенсивной умственной деятельности сжигается масса
калорий (пожалуй, не меньше, чем при физической работе). Во время экзаменов
советуем тебе подкормиться сухофруктами и орехами, а также включить в меню
такие продукты как лимоны, бананы, репчатый лук, морковь, капуста. Несколько
слов о любимом напитке миллионов. Конечно, кофе разгоняет нежелательный сон,
однако он же повышает риск сердечных заболеваний, а также может вызвать
мигрень. И тогда сильная головная боль помешает доучить билеты. Раз в день тебе
нужно съесть пару квадратиков шоколада. Менее калорийное питание способствует
лучшей работе мозга. Чтобы накопить силы для решительного мозгового штурма,
необходимо регулярное питание. Учитывая недостаточность витаминов в питании
большинства детей и подростков и повышенную в них потребность в это непростое
время, имеет смысл включать в рацион специальные витаминизированные продукты и
витаминные препараты. Еда «на нервах», когда в состоянии волнения подростки
поедают всё что только можно, - не лучший способ утоления голода. Да и на
экзамен не стоит отправляться с переполненным желудком. Лёгкий завтрак, в меню
которого могут быть каша, йогурт, сок (особенно свежо выжатый), творог или сыр,
будет хорошим подспорьем для успешного экзаменационного испытания. 8. Очень
часто возникает вопрос – стоит ли прибегать к каким-нибудь стимуляторам,
повышающим работоспособность и улучшающим память. Этот вопрос лучше обсудить с
врачом. Не следует использовать седативные средства на спиртовой основе. Если
есть необходимость, лучше заварить пустырник или валериану. Среди специальных
успокаивающих и улучшающих работу мозга средств, можно назвать глицин. Это
аминокислота, которая вырабатывается в нашем организме. Глицин улучшает
обменные процессы в клетках головного мозга, устраняет повышенную
раздражительность, слегка успокаивает, нормализует сон. Есть и другое доступное
средство – свеже нарезанный лимон. Его аромат, по мнению японских учёных,
повышает работоспособность, устраняет сонливость даже у очень уставших и
ослабленных людей.
Важно, чтобы вы знали, какую бы отметку вы
не получили на экзамене, какая бы неудача вас не постигла, любовь и вера
родителей всегда останутся прежними.
Тогда и самый сложный экзамен вы будешь сдавать увереннее и спокойнее.
УПРАЖНЕНИЯ для поддержания
зрительной и умственной работоспособности
Упражнения для глаз
1. Обоими средними пальцами массируйте
точки, расположенные в уголках глаз у носа. При этом усилие пальцев направляйте
к носу. Массаж выполняется в течение 5 минут.
2. Помассируйте лёгким надавливанием
точки, расположенные под нижними веками. По пять нажатий обоими средними
пальцами.
3. Слегка помассируйте закрытые глаза
указательными и средними пальцами, чуть потягивая веки наружу. Средний палец не
должен сильно надавливать на глаз. Пять массажный движений.
4. Откройте глаза и повращайте глазными
яблоками 5 раз по часовой стрелке и 5 раз против неё.
5. Пальцы рук, сложенные вместе,
перекрестите в центре лба. Ладони как раз накроют глазные впадины, полностью
исключая доступ света, и при этом не будут сжимать глазные яблоки, оставляя
возможность свободно двигать веками. Подобное искусственное затмение,
«пальминг», являясь одним из лучших упражнений для глаз, ускоряет процесс
расслабления глазных мышц и улучшает кровообращение. Двухминутный «пальминг»
восстанавливает функциональные свойства сетчатки глаза.
Упражнения для шеи
1. Медленно поверните голову вправо, потом
влево. Повторите 4-6 раз. Затем проделайте то же движение в быстром темпе.
2. Медленно поверните голову, а затем
откиньте её назад. Повторите упражнение по 4 раза в каждую сторону.
3. Наклоните голову в сторону так, чтобы она
коснулась плеча. Упражнение выполняется 4-6 раз в каждую сторону. Не поднимайте
плечи вверх.
4. Наклоните голову сначала вправо, затем
влево, каждый раз касаясь плеча ухом. Упражнения выполняются 4-6 раз в каждую
сторону.
5. Выполните вращение головой по
часовой стрелке, затем против неё. Повторите вращения по 6-10 раз в каждом
направлении.
6. Поставьте оба локтя на стол,
подпирая нижнюю челюсть ладонями, положенными одна на другую. Вытолкните нижнюю
челюсть руками вверх, затем опустите голову вниз. Упражнение выполняется 4-6
раз |